Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
13:30 

место, где сорок закатов

павел
случайностей не существует в принципе.
разве только неожиданности.

вчера (сегодня) ночью, уже засыпая, ткнул на "Случайный дневник".
открылся Горностайкин дневник.

я сидел и смеялся -
ибо смотрел этот дневник за час до этого
и подписан на него

обожаю свою жизнь с ее непередаваемым чувством юмора и настырностью -
в сятый раз она напоминает мне, насколько мал мой мир и мир вообще
я даже не могу вырваться за пределы своего космоса
пока он сам не решит, что время пришло

я закрыл Горностайкин дневник и рухнул спать.

если завтра с неба на меня упадет автобус, случайностью это не будет.
разве что неожиданностью.

01:52 

ненужные мысли. стыд.

павел
Стыд есть память об обманутом нами доверии.
Мера стыда тем больше, чем больше это доверие для нас значило.

12:37 

учимся дышать

павел
вчера попробывал дышать.
понравилось.

зачастую мы как ходим? обычно ходим.. дела же.. и мы мыслями заняты, о делах там, по работе или нет.. и ходим так, чтобы не наступить на кого-нить иль чтоб на нас не наступили.. не задавили гденить невпопад.. вот.. мы не гуляем по улице - мы преодолеваем отрезки.. из точки А в другую точку - Бэ..

преодолевая вчера днем отрезок из ближайшего к офису магазина в этот самый офис, я остановился и осторожно вдохнул в себя воздуха больше, чем обычно..
потом еще. и еще раз.
и пошел дальше, улыбаясь.

всё изменилось.

за что я не люблю зиму? зимой почти нет запахов.
точнее, их зимой меньше и они не так ярко выражены, как, например, весной или осенью.
в этом ее один из недостатков. зимы.

а вчера..
вчера остро почувствовал, как пахнет земля. сырая земля. и был там еще примешан запах мокрого асфальта (у нас тут тает все), а еще были какие-то другие запахи.. немного от бетона с известкой (я шел мимо стены), немного от мокрой коры деревьев (что-то неказистое росло сбоку), другое тоже.. что-то..

мир изменился.
мой путь из точки А в точку Бэ превратился в прогулку, наполненную чем-то, помимо необходимости преодолеть этот отрезок.
остро почувствовал себя живым.
поднял голову. было видно кусок неба, крышу девятиэтажки, провода, потеки на стенах домов.

вы не поверите - вокруг ходили люди!
и машины ездили.. интересно - куда?
и куда они все идут? зачем? что там? что..
что здесь - я уже знаю.

я зашел в офис, сказал, что у меня обед, и ушел в город.
шел по улицам и с интересом рассматривал людей. девушек, парней, женщин, мужчин, собак, грязных..
все спешат куда-то.. из своих точек А в какие-то там точки Бэ..
машины.. шелестят.

мир может оказаться очень разным. непонятным. большим таким..
если иногда поднимать голову..

надо дышать чаще.

~

18:00 

мимоходом

павел
в данный, текущий момент - счастлив.
о чем вношу соответствующую запись.

копаться в себе не буду.
в жизни тоже.

:)

14:02 

памяти

павел
вчера как-то остро почувствовалось, что Одесса, Харьков, Тбилиси и множество прочих мест - больше не моя родина.
стало как-то не по себе.
то, что эта мысль пришла именно вчера, говорит о том, что до этого эти города воспринимались пусть оторванной, но родиной.
а кто и что они теперь для меня?
я все детство слушал юморески Жванецкого об Одессе, смотрел фильмы о Тбилиси, позже - ездил в Харьков..
и всегда было убеждение, что попади я в эти места - я обязательно буду дома, попаду домой.
а теперь?
а теперь я отрезан от дома. от части того, что для меня - дом. тоже дом.
грустно.
чувствую себя евреем, у которого появилась черта оседлости.
меня отгородили не просто от других мест, других людей.
меня умудрились отгородить от моего прошлого, от части меня самого.
меня разрезали на куски.

думаю, что-то похожее чувствует множество людей более старших, чем я.
причем, наверное, чувствуют куда острее.

15:35 

не судить.

павел
в конечном счете я сужу людей, да.
сужу их, насколько добры.
и если они не добры внутри себя, злобы полны - будь прокляты злобой своей.
пусть пожинают себя.

и если я злобой наполнюсь - пусть станет она проклятием.
моим.

я сужу людей, насколько они искренни.
и если они неискренни, будь они прокляты своей неискренностью.
пусть их неискренность, их ложь станет для них всем.
и будь я проклят неискренностью своей..

да, я люблю искренних.
даже если люди искренне не выносят меня.
не выносят, не уважают, не любят, презирают, осуждают.
лишь бы не скрывали и были искренни в своем отторжении.
пусть отторгают, пусть не выносят, осуждают - искренность всё покрывает.
искренность - признак чистоты. ясности. она не выносит ложь.

куда лучше, чем уважительный обман.

искренность - признак убеждения, верности, признак НЕравнодушия.
убивает равнодушие, не отторжение.
отторжение - это позиция, ее наличие.
равнодушие - отсутствие чувств. глухота.

я сужу злых и неискренних, сужу равнодушных.
и все, кто судят меня за то же самое - правы.
даже если не знают ни мыслей моих, ни ситуаций, ничего.
но уже то, что они неравнодушны и искренни - это прорыв.

я люблю своих друзей за то, что они не врут.
они говорят мне правду, даже если она мне неприятна.
они могут мне сказать, что я сволочь, чмо, подлец, слабак.
они правы.
я люблю их за это.
они неравнодушны ко мне.
они - моя совесть, мое убежище, мои корни.
они не позволят мне стать никем окончательно.
они - неравнодушны.

для них еще имеет значение, кем и чем я буду.
кто и что я есть.

странно, но в каком-то смысле тем же самым заняты мои враги.

вы судите меня.
я сужу вас.
мы - неравнодушны.

живые.

15:08 

импровизация себя

павел
обратил внимание - у джаза и рэпа есть что-то общее.. глубоко внутри сидящее.. родство.. какое-то.

слушая очередную джазовую композицию, заметил - слышу почти чистый ритмичный речитатив с мелодией, оттесненной далеко на задний план.. совпадение на миг показалось настолько сильным, что измени мелодию - и это был бы чистый мелодичный рэп..

и в самом деле..
исторически как джаз, так и рэп - творение афроамериканцев, храни Господи их талант..
и там, и там - невероятное, сногшибательное чувство ритма и невероятный талант импровизации
фактически, джаз и рэп - это два разных течения в импровизации

джаз - импровизация мелодии
рэп - импровизация слов

и то, и другое, требует таланта, труда, способности, веры в себя
и то, и другое - отзеркаливает человека изнутри.
два выражения одной души.

одинаково люблю как первое, так и второе.

15:25 

Виртуальная реальность. Выживание вида.

павел
Еще на прошлом месте работы, полтора года назад, озадачился я вопросами виртуальности. В том смысле, что не смог для себя вменяемо объяснить разницу между человеком, часами сидящим в Сети и человеком, часами сидящим, допустим, за сканвордами, телесериалами или шахматами. Невозможность давать ответы самому себе заставляет их искать ВНУТРИ себя ВНЕ зависимости от наличия ответов где-то в другом месте. Потому что такие ответы должны стать итогом размышлений - только в таком случае они превращаются в убеждения. Полученные ответы извне убеждениями могут стать только в том случае, если проходят этап размышлений над ними, пусть даже краткосрочных, или таковых размышлений не требуют в силу своей специфики (ну вот зачем мне, например, размышлять над курсом йены или протяженностью экватора?). Вот, угу. И с тех самых пор наблюдение за собой в Сети, своим поведением в оной, реакцией на нее и на процессы в ней стали одним из моих занятий. Было решено поставить эксперимент и за неимением других помощников препарировать самого себя, отслеживая свою собственную виртуальную жизнь, вспоминая ее прошлые перипетии, воскрешая старые переживания, эмоции, радости и разочарования. И сравнивать все это с так называемым "реалом".

В конечном итоге я пришел к мнению, что понятие виртуал у нас либо сильно ограничено, либо трактуется однобоко. Под реалом обычно понимается то, что человек мыслями живет на работе, в семье, в месте своего непосредственного проживания, общепития и работы. Ежели сей человек использует Сеть не по работе в ущерб работе, общению с друзьями или чтению книг и тому подобное, то значит всё - больной и скатывается в виртуал.

Однобоко.
Не вижу разницы между часами, проведенными в Сети и часами, проведенными за чтением, например, Джеймса Хедли Чейза или Донцовой. Ну ладно, даже, допустим, Достоевского. Что? Как я смею сравнивать Достоевского и Сеть? Ну.. Во-первых, Достоевский есть и в Сети. Это раз. Но опять же - для кого. Человек, который всю жизнь развлекал себя чтением бульварных романов вряд ли будет искать в Сети произведения Маркеса или Ремарка. Запросы к книгам, фильмам, людям и личной культурной жизни однотипны как вне Сети, так и внутри ее. Любитель ежедневно смотреть телесериалы никогда не будет мечтать найти в Сети адрес московской Патриархии или клуба по изучению санскрита. Такая диспропорция запросов критически мала или невозможна совсем. И посему я опять же не вижу разницы между человеком, сидящем в Сети и читающем книгу. Совсем.

Более того.
Убежден, что виртуальная реальность - это всякая реальность сознания ВНЕ его тела и данного местонахождения. Любая моя мысль - виртуальна. Любые мои мечты - виртуальны, даже если осуществимы. Любое мое творчество, размышление, сон - все это виртуально, неосязаемо, но воспринимаемо мной как объективная реальность моего мира, моей личности. Так при чем же тогда Сеть? Разве только она обеспечивает мне мое виртуальное бытие? Разве? Нет.

К виртуальной реальности относится всё, что создает в сознании человека ДРУГОЙ мир - книги (художественные), театры, кино, онлайн и неонлайн игры, молитва, убеждения, шахматы, живопись, выпивка, наркотики, ряд научных дисциплин (история, например - мне об этом судить можно), интернет (весь), газеты и журналы, радио и телевизор..

Что? Что-то не так? Разве? Да куда там. Разве книги не уносят человека в другие миры точно так же, как Сеть? Или телесериалы? Или наркотики не создают в сознании миры похлеще толкиеновских? Или газеты не являются отражением убеждений пишущей братии, чьи убеждения в свою очередь являются отражением того, с какими источниками информации и в каком виде они сталкивались, что совершенно вышибает всякую объективность? А в чем разница ухода от обрыдлой реальности при помощи алкоголя или того же самого ухода, но при помощи сидения днями перед телевизором, экраном компьютера с онлайн или неонлайн-игрой, либо же за пачкой сканвордов? В количестве нанесенного здоровью ущерба? Но если так, то мера виртуальности чего-то определяется мерой физического вреда? Или духовного? Или сутью происходящего? Скорее всего - сутью.

Сутью любой виртуальной реальности является сознательное построение или внедрение в уже построенный выдуманный мир с целью компенсировать свое неудовлетворение миром окружающим, повседневным. С его серым небом, надоевшими коллегами, протекающей обувью, переполосованной личной жизнью и прочими "радостями" бытия. А уж каким образом происходит этот уход в ДРУГОЙ мир от неудовлетворяющего нас ЭТОГО - вторично. И запрос на это был - всегда. Еще задолго до появления интернета, телевизора, газет, наркотиков и книг.

Конечно, можно с уверенностью судить о разном качественном составе виртуальной реальности. Книги, фильмы, игры, картины и даже выпивка - они все разные. Но люди ведь - тоже. Качество выбора виртуального бытия напрямую связано с качеством выбирающего. Мы выберем как то, что ХОТИМ воспринимать и в чем жить, так и то, что МОЖЕМ осилить в меру своего ума, узости интересов и прочего. НЕВОЗМОЖНО изолировать человека от его виртуализации. Сознание виртуально по своей сути и виртуализирует пространство вокруг себя, мирясь с реальностью постольку, поскольку с ней невозможно что-либо сделать. ГЛУПО судить человека за чрезмерное погружение в какой-либо виртуальный мир. Идиотски выглядят попытки осудить людей, поглощенных Сетью, людьми, поглощенных Телевизором или Комсомольской правдой. Ибо - шило на мыло. Необходимо понять, что человек поглощается какой-либо виртуальной реальностью прямо пропорционально своим неудовлетворением окружающим миром. Отрубите у такого человека компьютер, телевизор, вообще любое электричество, отберите книги, журналы, газеты, пиво, коноплю, масляные краски - и вы не добъетесь ровным счетом ничего, ибо он уйдет в себя. Вы получите человека, который внешне стал похожим на вас, но он не с вами и с вами быть не собирается. Не в том смысле, что он больной псих с непонимающим безумно блуждающим отстраненным взглядом - нет. В том смысле, что на место прежнего отстроенного виртуального мира придет другой. Хотите, чтобы близкие прекратили уходить в себя, в телевизор, в Сеть, в алкоголь или что там еще так, что вы чувствуете, что при этом они уходят и от вас тоже? Прекратите размахивать топором и попробуйте узнать, ЧЕМ неудовлетворены ваши близкие, ЧТО их тревожит, ПОЧЕМУ они одиноки даже с вами и несчастны, имея все внешние предпосылки для довольства.

Мы читаем книги о любви из недостатка ее в нашей жизни. Мы смотрим фильмы о мужестве, ибо хотим быть мужественны, причем ежедневно и во всем. Мы молимся, потому что зовем Его и хотим, чтобы Он был ближе, чем нам кажется. Мы мечтаем, потому что нас не устраивает то, что есть. Мы окунаемся в миры, которые компенсируют наш недостаток общения, понимания, любви и признания.

И никакая тля не отнимет этого у нас.

Так неужели виртуальный мир - это только Интернет? Да чушь, ей Богу. Виртуальный мир - это мир, где пребывает наше сознание. И он такой, каковы у нас запросы. И его качество - отражение нашего качества. Того самого, которое, кстати, мы в состоянии повышать (причем зачастую с использованием все тех же виртуальных миров типа книг или фильмов, но с более высокими претензиями к их качеству). И потому я уверен, что нет разницы между книгами и онлайн-играми, наркотиками и кино, театром и выпивкой по своей виртуализационной сути. Но есть большая разница в качестве и последствиях.

Как таковая реальность, равно как и объективность - вещи весьма условные. То есть, реальность, конечно же есть. Но воспринимаем мы ее пусть и через органы чувств, но обрабатываем уж точно при помощи сознания, которое виртуально само по себе. И обработка уже заведомо субъективна. То, что люди считают объективностью и реальностью, есть ничто иное, как наибольшая сумма их субъективных мнений об этом. Когда вас в школе весь класс считал дураком или дурой, либо же жадным или стервой, либо еще что-то, с чем вы были не согласны - для большинства класса это была объективность и только для вас - нет. Объективность - это субъективность большинства. Право оно при этом или нет - не суть. Вспомним, например, "1984" Оруэлла - ведь там объективностью было то, что решала партия:
-- Да как вы можете покорить материю? -- вырвалось у него. -- Вы даже климат, закон тяготения не покорили. А есть еще болезни, боль, смерть...
О'Брайен остановил его движением руки.
-- Мы покорили материю, потому что мы покорили сознание. Действительность -- внутри черепа. Вы это постепенно уясните, Уинстон. Для нас нет ничего невозможного. Невидимость, левитация -- что угодно. Если бы я пожелал, я мог бы взлететь сейчас с пола, как мыльный пузырь. Я этого не желаю, потому что этого не желает партия. Вы должны избавиться от представлений девятнадцатого века относительно законов природы. Мы создаем законы природы.
-- Как же вы создаете? Вы даже на планете не хозяева. А Евразия, Остазия? Вы их пока не завоевали.
-- Не важно. Завоюем, когда нам будет надо. А если не завоюем -- какая разница? Мы можем исключить их из нашей жизни. Океания -- это весь мир.
-- Но мир сам -- всего лишь пылинка. А человек мал... беспомощен! Давно ли он существует? Миллионы лет Земля была необитаема.
-- Чепуха. Земле столько же лет, сколько нам, она не старше. Как она может быть старше? Вне человеческого сознания ничего не существует.
-- Но в земных породах -- кости вымерших животных... мамонтов, мастодонтов, огромных рептилий, они жили задолго до того, как стало известно о человеке.
-- Вы когда-нибудь видели эти кости, Уинстон? Нет, конечно. Их выдумали биологи девятнадцатого века. До человека не было ничего. После человека, если он кончится, не будет ничего. Нет ничего, кроме человека.
-- Кроме нас есть целая вселенная. Посмотрите на звезды! Некоторые -- в миллионах световых лет от нас. Они всегда будут недоступны.
-- Что такое звезды? -- равнодушно возразил О'Брайен. -- Огненные крупинки в скольких-то километрах отсюда. Если бы мы захотели, мы бы их достигли или сумели бы их погасить. Земля -- центр вселенной. Солнце и звезды обращаются вокруг нас.


В этом смысле любой тоталитарный (да, собственно, и нетоталитарный тоже) режим с его масштабной пропагандистской машиной создает всё тот же виртуальный мир. Это ДРУГОЙ мир в головах людей, попавших под воздействие этой пропагандистской машины. Опять же, тот же О'Брайен из "1984":
- Действительность вам представляется чем-то объективным, внешним, существующим независимо от вас. Характер действительности представляется вам самоочевидным. Когда, обманывая себя, вы думаете, будто что-то видите, вам кажется, что все остальные видят то же самое. Но говорю вам, Уинстон, действительность не есть нечто внешнее. Действительность существует в человеческом сознании и больше нигде. Не в индивидуальном сознании, которое может ошибаться и в любом случае преходяще, - только в сознании партии, коллективном и бессмертном. То, что партия считает правдой, и есть правда. Невозможно видеть действительность иначе, как глядя на нее глазами партии. И этому вам вновь предстоит научиться, Уинстон. Для этого требуется акт самоуничтожения, усилие воли. Вы должны смирить себя, прежде чем станете психически здоровым.
Страшно? Ну а как же. Но это - вокруг нас. Уже. Мы уже живем в таком мире.
Мы виртуализируем пространство вокруг себя или же подчиняемся диктату внешней, навязываемой нам виртуальности.
Весь вопрос, чей мир сильнее. Это вопрос в том числе и выживания части общества как мыслящего вида.
Не случайно Церковь была лютым врагом большевизма - не потому, что имела какие-то социально-экономические или политические идеи, конкурирующие с большевистскими, не совсем. Во многом потому, что оказалась в состоянии отстоять некую сферу человеческого сознания, которое государство так и не смогло окончательно подчинить, смять, вырезать.

Мы живем в виртуальном пространстве. Оно везде, докуда добирается сознание человека. Оно не плохое и не хорошее. Оно и есть самая что ни на есть настоящая реальность. Для людей. Возможно, способность создавать в своем мозгу иные, виртуальные миры, переносить их на бумагу, на экран или в образы - одно из главных отличий нас от животных. Легко представить себе кота, желающего съесть мясо, но трудно представить себе кота, осознанно мечтающего жить на мясокомбинате.

Поэтому вот эти все передачи или статьи, озабоченные психическим состоянием людей, поглощенных Сетью - это промах. Не Интернет разрушает людей изнутри, равно как не выпивка, наркотики или жестокие фильмы - людей разрушает одиночество, неудовлетворенность окружающим миром, собой, близкими. Нельзя девиртуализировать человека - можно лишь отсеять низкокачественные методы компенсации (алкоголь, наркота, дурево, телесериалы и проч.) от высококачественных (добротные кино, книги, театр, обращение к религии и проч.). Но даже это - не всегда то. Самое главное - сделать человека счастливым. Чтобы он перестал испытывать несчастье и неудовлетворенность окружающим миром. И тогда к нему вернется сила, противостоящая неразборчивому сминанию его души. Вернется улыбка. Интерес к другим областям жизни. Вернется он сам.

После расставания с Митлаэнь я с головой ушел в Сеть, в Шам (это онлайн-игра), в форумы. Вычеркнул себя из внешнего мира, намеренно погрузив во всё виртуальное. Внутренней, подспудной мыслью стало выживание. Выживание как вид. Тихое, методичное собирание себя по капле, крупинке, камню. Этот период окончился. Полтора года назад по сути (пришла любовь - как мало.. или много?.. нужно) и этой осенью по форме. Впереди - неизвестность, внутри - спокойствие и тишина. Ни о чем не жалею.

Сегодня, комментируя запись в дневнике Эйкилейла, оставил:

виртуал виртуалу рознь.
вот книги, кино, шахматы, выпивка, телесериалы, онлайн-игры, наркота, газеты - это все разные формы виртуала.
но между ними иногда разница в пропасть.

не мне советовать, но.
уж лучше пусть в твоей жизни станет больше прогулок, встреч с редкими друзьями, пусть одинокими, но походами в кино, перечитыванием старых верных книг и прослушиванием полузабытых песен, чем опустошение и выпивание из тебя эмоциональных соков онлайн-играми, телевизором, выпивкой..

мы не можем полностью избавиться от виртуала - человек существо виртуальное, его сознание виртуально по своей сути.
но мы можем и должны устанавливать законы своей виртуальности, а не позволять себя подминать.
как бы нам не промывали мозги. пусть большинство. пусть даже мы сами в какой-то период времени. себе.

иначе нас сомнет лживое ощущение движения, наполненности жизни событиями, которые как стадо бизонов пронесутся мимо нас, не оставив ничего, кроме вытоптанной степи.

а нам надо выжить.
иначе, боюсь, мы так и останемся пустыми коконами.
не хочу этого. никому.


~

15:05 

Лица слов

павел
Вот иногда бывает - ходишь ходишь какое-то время, думаешь думаешь какую-либо мысль, со всех сторон ее обдумываешь, рассматриваешь, разбираешь и собираешь вновь, выстраиваешь логику, сам придумываешь критику и возражения на эту критику. Мучаешься весь, словно рожаешь (впрочем, я не знаю переживаний рожениц, но подозреваю, что это нелегко).

А потом где-либо в интернете натыкаешься на статью или, что еще обескураживающей, книгу, которая почти твоими словами, логическими путями и контраргументами на критику разжевала уже якобы придуманную тобою мысль и превратила ее в пласт того, что УЖЕ есть.

читать дальше

12:13 

о колодцах, деревьях и военных летчиках

павел
вообще, это давнее согласие с чьей-то мыслью, не помню с чьей, что не суть важно, сколько книг прочтет за жизнь человек - тысячу, сто или одну - важнее, что эти многие книги или одна дадут этому человеку, сделают для него, как они изменят его, став его частью.

совершенно спокойно отношусь к тому, что кто-то к моему возрасту перечитал половину или около того западной прозы.
в то время, как мой "улов" даже скромным назвать - самонадеяный оптимизм.
не это главное. я могу перечитывать одну и ту же книгу годами. причем читать только ее одну.
не потому, что интересна, хотя и это тоже, нет - потому что эта вот, годами перечитываемая книга, всякий раз становится источником все новых и новых мыслей, прочтений, толкований.
снова и снова такая книга перебирает меня как стеклышки калейдоскопа, придавая значение тем фрагментам, что ранее были упущены.

каждая книга как дерево.
деревья бывают плодонесущие и неплодонесущие. бывают, что приносят урожай несколько раз в год. есть такие, что намного реже, но плоды ценны.
и если читаемая регулярно книга продолжает плодонести в мою жизнь - зачем же мне отказываться от нее?
не логично. не рационально.
потому совершенно спокойно по сятый раз перечитываю с несначала того же Оруэлла или Сент-Экса.
ведь каждый раз читаю их словно в первый. каждый раз - новые мысли, ощущения.
и я сам каждый раз - новый.

это к вопросу о каждодневном умирании.
каждый день я живу один раз как отдельная личность. и цельная, отдельная личность я только на протяжении только этого дня.
и когда день заканчивается, эта конкретная личность умирает. я умираю каждый день, отдавая свое тело сну.
утром просыпается другой человек. и с тем, прошлым, кем он (якобы он) был вчера, его связывает только память.
память - гарант нашей самости и цельности на протяжении всей нашей жизни. только память может рассказать мне, родившемуся сегодня утром из долины снов, о том человеке, который жил в этом теле вчера. если вы отнимите у меня память, вы не убъете меня-нового, нет. но потеря связи со мной-прошлым приведет к ситуации, когда окажется, что в рамках одного тела умудрилось пожить несколько людей.

применительно к книгам это проявляется в том, что всякий раз, когда я беру в руки одну и ту же книгу, например "Военного летчика" Сент-Экса, то ведь всякий раз эту книгу держат разные люди. и прочтения всякий раз - разные. и вовсе не потому, что раньше ума недоставало (весьма спорно, что сейчас его достает вполне), нет - потому, что раньше этот ум был другой. и тот человек, который читал 1984 Оруэлла четыре-пять лет назад совсем не тот, что читал его на той неделе. это разные люди, ищущие и находящии в одном произведении разные мысли. и только память ненавязчиво и тактично напоминает мне, что эти люди - нечто общее с тем, кто вбивает сейчас эти слова с клавиатуры. более того - это один человек..

вот почему я так спокойно отношусь к тому, что многие люди по многу раз перечитывают одно и то же произведение.
это не признак зашоренности, узости, ограниченности или проблем с кругозором. нет.
это признак того, что вот эта конкретная книга снова и снова приносит плоды вот в этом конкретном саду - этому человеку.
снова и снова она становится источником для этого человека, из которого он набирает воду.

и нет ничего удивительного, что даже познав ради разнообразия вкус вод других источников, он снова и снова возращается к этому колодцу. ведь пока он не иссяк и может давать жизнь - возвращаться к нему имеет смысл.

и когда в следующий раз я открою "Военного летчика" или "1984" - я открою новые для себя книги.
и читать их буду впервые.

в который раз.

10:27 

читая Бенедикта

павел
интересуюсь личностью писателя, если люблю его книги
жизнь таких людей становится как-бы дополнительной книгой, написанной не руками писателя, а его поступками

по количеству знаемых мною биографий можно судить количество любимых и уважаемых мною авторов
если вспомнить, то выходит: Экзюпери, Толкин, Сетон-Томпсон, частично Оруэлл и.. все наверное

немного набралось
да и не должно набираться много

17:43 

в цитатник. вырезать, размножить и выбить в камне, пока еще есть время.

павел
http://www.liveinternet.ru/users/914848/post21149514/

ибо сверх меры уже опротивело наблюдать за цивилизицией, стыдящейся своих убеждений.

17:58 

Оборотная сторона

павел
За каждым комплиментом стоит куча разочарований. Если не сказать хуже.
Ведь многие комплименты - это сравнения, сравнительные характеристики.

Вот пример.
Идет по лесу крестьянин и вдруг встречает женщину. Женщина как женщина, все нормально, но у нее гнилые зубы.
Идет дальше. Прошел немного - опять видит женщину. Все у нее хорошо, но нет левой ноги. Ущербность.
Оставив вторую женщину, крестьянин выходит на поляну, где видит третью женщину, весьма симпатичную, но она падает оземь и бьется в беспамятстве.
Пересекает так крестьянин лес и встречает на своем пути разных женщин, у каждой из которых есть свой, уникальный недостаток.
А потом выходит из леса и на переправе видит женщину, в которой не находит недостатков.
И тогда он искренне ей говорит:
- Вы очень красивы..

Вот. Не повстречай он ранее всех тех женщин, как бы он узнал, что именна эта женщина красива? И делая ей комплимент, он тем самым автоматически признал, что предшествующие женщины были нестоль красивы.

Конечно, в этой логике есть дыра в том месте, что можно якобы считать красивым что-либо одно, не считая уродливым что-либо другое. Возможно. Но как тогда выработать критерии оценки?

Ведь если женщина говорит о мужчине, что он умен, то это помимо его ума свидетельствует о том, что в ее жизни попадались и менее умные мужчины или совсем неумные. Ведь на основании чего-то она делает выводы, выделяя вот этого конкретного мужчину из всех прочих.

Почему об этом подумалось? Немного грустно. В том смысле, что за каждым нашим комплиментом стоит память встречь, знакомств и общений с чем-то или кем-то, что в какой-то мере ущербнее, хуже и несовершеннее того, чему или кому мы свой комплимент говорим.

За каждым признанием чьего-либо совершенства стоит память о соприкосновении со множеством несовершенств.
В этом смысле комплимент, конечно, очень приятная штука для тех, кому его говорят. Но в целом есть в этом что-то нерадостное.

~

22:22 

Ненужные мысли. К вопросу о добровольных эшафотах.

павел
"...Лучше всего русские моряки умели топить собственные корабли вместе с собой.
Но это у них получалось так, что мурашки бегут по спине.. И кулак хрустит, незаметно сжатый.."
Евгений Гришковец

Ниже мысли, которые я так или иначе подвергаю сомнению и критике, но которые тем ни менее имеют место быть в моем сознании в последний год-полтора. Фактически, это продолжение рассуждений по вопросу внутренней правды того или иного режима по отношению к человеку и, соответственно, внутренней лжи по отношению к нему же.

читать дальше
~

15:56 

стакан воды

павел
вот иногда сидишь и думаешь - как же все надоело.
нет, я не про снаружи. я про внутри.
внутри себя сидишь, смотришь на то что внутри и думаешь - как же много лишнего.
и хочется избавиться от этого всего, лишнего. и забыть его.
и из многих мест уйти хочется. и от многих.
потому что чувствуешь - не то.

ну не то это.
не то...

вот какое дело осени, что о ней думают?
она осень. осенняя. это когда октябрь. потом ноябрь... после октября.
она с любой стороны - осень. всегда - настоящая.
со своими дождями. и что там у нее еще..

в конечном итоге очень хочется, чтобы внутри оставалось только настоящее и стоящее.
а все пустое и ненужное девалось куда-нибудь. как шлаки.


15:18 

"Как я съел собаку"

павел
самое главное в эти дни. в эти несколько дней.

был телевизор, был я и вечер тоже был. и как-то так само собой получилось, что я..
посмотрел спектакль Евгения Гришковца "Как я съел собаку".

сначала я не совсем понял, что это такое..
пьеса длинная и неподготовленному зрителю наобум сложно даже понять, что это именно пьеса, а не что-то там..
вот. потому сначала я посмотрел один кусок. потом еще один. а потом..
на второй день я опять смотрел эту пьесу. по второму разу.
в то же самое время. шел повтор.

вот. Гришковец.
как вы думаете, легко заставить человека два часа без перерыва слушать монолог?
ну да, да, люди бывают разные. да.
но меня - сложно. невозможно почти.
да.

и я вот еще что подумал. не помню - в первый день, или второй. не помню.
я подумал, что вот не станет Евгения Гришковца. когда-нибудь. ну не станет. как всех, когда-то..
и в этот момент мне так жаль стало, что ктонить, вот так же как я, в такой же осенний вечер НЕ СМОЖЕТ это посмотреть.
и мне стало жаль этого человека. который не увидит это. мне стало обидно за него.
словно меня обидели. меня.
да. было грустно. в этом смысле.

а про пьесу..
неее... дудки.

...
посмотрите "Собаку".


14:41 

...и по утрам туман, и запах прелых листьев..

павел
вот несмотря на все "но" тот факт, что там начало раньше темнеть, стало дико холодно, сыро, заляпано мокрыми чернеющими листьями, что небо затянуло серостью, а дороги и машины грязью - при всех прочих "но" в этом есть что-то хорошее. определенно.

во-первых, можно носить куртки. это красиво.
во-вторых, раньше зажигаются фонари. это тоже красиво.
в-третьих, избыток холода и сырости тянет к теплу - в дома, к родным, к друзьям. мы чуть ближе друг к другу.
в-четвертых, недостаток чистого неба и солнца повергает в радость сражу же, как только эти небо и солнце где-нить откупорятся.
а ведь кроме этого ненужно полоть и поливать огороды, покупать антикомарины, метаться в кровати по разные стороны от ночной духоты..
и чтобы моментально проснуться - достаточно высунуть голову на улицу..

осень выгодно отличается от лета тем, что оделяет радостью ненавязчиво..
в то время как лето насильно запихивает в тебя свои краски, запахи, фрукты и прочие аксессуары..

не.. определенно хорошо. несмотря на сырость, грязь и необходимость смотреть телевизор во время дождя.

20:58 

Два бокала горячей заварки

павел
из ответа на запись Келаста

я не знал раньше, что отвечать на такие вопросы, как "Зачем жить?", "В чем смысл жизни?" и т.п. ..но прошло немного времени.. точнее, эти полтора-два года.. теперь я точно знаю, зачем я хочу жить..

я хочу быть счастливым.

я хочу быть счастливым.. я знаю, что счастье особенно остро чувствуется, когда обязательно что-нибудь плохо.. когда раздрай в семье, когда ругают на работе или увольняют, когда одиночество, когда безденежье, когда протекают ботинки и болят глаза от переутомления..

я хочу быть счастливым.. хочу не спать по двое суток, выпивая из бокалов для сока по полтора литра горячей заварки, чтобы не уснуть.. стоять у окна шестого этажа ночью и смотреть вниз на улицы.. на фонари, на окна одинокие там-сям.. именно в такую ночь, падая от усталости, я написал Книгу Дорог и придумал Орден ХД.. он - ребенок моего счастья, рожденный в период черноты и боли.. и я помню, как часто тогда рядом чувствовалась близость того, что можно было бы назвать иномиром.. счастье на мгновение забирает нас из этого мира и помещает на мгновение в какой-то другой.. ненадолго.. где только мы и источник света.. или тепла.. кому как лучше..

я хочу быть счастливым.. я хочу спать в одежде на полке поезда без постели, зная, что утром я пойду по улицам москвы или питера и снова увижу свои любимые места.. где гулял со своими любимыми, со своими товарищами.. по жизни, по чатам, по Ордену.. это - святая земля, которой я готов поклонится.. она свята теми встречами, теми посиделками и прогулками, шутками и стебом, поцелуями и сцеплением рук, дождями и хлопьями снега, падающими ночью на памятник Высоцкому..

я хочу быть счастливым.. чтобы мой друг Игорь и через десять лет продолжал быть мне другом.. чтобы и через десять лет, выйдя на перрон Москвы, я мог пешком дойти до Маяковки и позвонить в квартиру к Катерине.. чтобы и через десять лет все те, кого я узнал и видел в Москве за эти два года, могли вспомнить мое имя и мое лицо.. и чтобы нам было что сказать друг другу даже через десять лет..

я хочу быть счастливым.. чтобы я стоил чьих-то слез и чьей-то радости.. чтобы то, что я создаю, что делаю, и через десять лет было дорого людям.. за что они готовы были бы идти на самоубийство, как были готовы мы с Майвэ в феврале прошлого года.. я хочу и через десять лет найти в себе достаточно бесшабашности, чтобы сорваться в чужие города, просто выйдя из квартиры погулять.. чтобы мне было к кому срываться.. чтобы и через многие годы Таня или Ами рассказывали своим детям, что в далеком далеком краю жил красивый народ и звали его хэдины.. я эгоист, да.. но кто не мечтает?

я хочу быть счастливым.. пусть немного.. пусть редко.. но чтобы остро, чтоб обжигало.. чтоб не хватало воздуха от переполнения эмоциями.. чтоб этих вспышек радости хватало на многие будни вперед.. чтобы я жил не только верой и надеждами, но и этими вспышками счастья, нежности, торжества и гордости, что посещают мою жизнь..

я хочу быть счастливым.. я был им! я был им, я знаю, что это такое и мне уже хватит всего этого на многое вперед.. все это было - боль, унижения, нищета, страх, подлости с моей стороны, грубость, уход друзей, крушение любви, какая-то серость будней.. но как же иногда окатывало какой-то неземной радостью.. от одной песни, от одного звонка, встречи, слова, взгляда, поцелуя, записи, запаха коры или ладана, обнимания девушки или сидения рядом с молчащим Игорем.. как все по-разному.. как все смешано..

не страшно прожить бескомфортную жизнь.. бесславную.. безкакуюнитьеще..
страшно лишиться вот этого чувства, когда кажется, что откроешь окно шестого этажа и можно пешком подняться в небо..
страшно, если счастье прекратит посещать меня.

...

19:18 

назови меня звуками города ленина..

павел
очень скучаю. по городам. по москве и питеру. по тем людям, которые там. по тем дорогам, станциям метро, магазинам автозаправок в заводских районах на окраинах. по ночным дождям. о господи, как я скучаю по ночным дождям москвы. по железнодорожному полотну электричек. по переходам в метро. а там - саксофон. где-то в районе римской. где-то там..

скучаю по людям. по даше. по марии. по люси. по катерине. так сложилось - по парням скучаю меньше. я впитал в себя эти города. пустые районы рано утром. южное бутово. новопеределкино. адмиралтейская сторона. невский. садовая-триумфальная. маяковка. китай-город. семеновская.

как же хорошо было последние полтора года. сколько радости, сколько встреч, эмоций. от ненависти до любви. обжигающих. сколько открытий. сколько наблюдений. сколько исхожено по своей стране. могила отца. встреча с лешкой. барнаул с таней и димой. приезд санэк. эльбрус. питер. города утр. города гор. города рек. города себя.

эти полтора года счастье посещало меня чаще, чем когда-либо.
ликами и дыханием городов, лицами и голосами людей.

если б они только знали, как я хочу увидеть их снова.
они - лица моего счастья.

17:11 

Мы

павел
Rainbow Wolf (11:14:38 27/07/2006)
http://features.cgsociety.org/chall..._large_tiff.jpg

Stefanic (16:40:35 27/07/2006)
это самое прекрасное, что я видел за последнее время.
и самое красивое, что я получал от тебя..

Rainbow Wolf (16:40:54 27/07/2006)
о да

Rainbow Wolf (16:41:32 27/07/2006)
хорошо, что есть люди которые способны изобразить такие чувства

Stefanic (16:41:47 27/07/2006)
да.. это потрясающе..

Stefanic (16:41:53 27/07/2006)
мы увидели в этом себя?

Rainbow Wolf (16:42:30 27/07/2006)
я думаю да

Stefanic (16:46:06 27/07/2006)
я думаю да.

~

Нарисованный Дом

главная