• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
23:36 

о нас, наверное..

павел
жизнь моя делится на какие-то малопересекающиеся части.. вот есть дневники, есть Альх Тоон, есть реальная взбалмошная.. а есть хэдины.. это люди такие.. живут они в отдельном мире, как дневниковцы.. любое сообщество - маленькая копия всего человечества.. вот дневниковцы тоже.. и шамцы из мира Шамааль - тоже в общности своей - маленькое человечество.. вообще, стараюсь не мешать свои миры друг с другом.. но в конечном счете рано или поздно все мои я встретятся и всему найдется свое место..

к чему это я.. сегодня надо было опять спорить с Элефантом по поводу склонностей, объяснять что-то, доказывать.. вместо этого появился отрывок сказки.. считаю возможным поместить его сюда, ибо в отрывке умудрились разместиться мысли, что думаются в эти дни - о доме (ответ на пост Inori), о психологии пути, его начала и конца..

да и просто - будь счастлив, Эль.. =)

P.S. Фиксер - это что-то типа Носа и Реаниматора ) Зачинщик и виновник всего )
-------------------------------------------------------------------------------
Стеф, ты спишь? (Речи о высоком)

Элефанту, когда он был маленьким..


Ночь растеклась по земле, заползая во все ее трещины и выбоины, окутывая деревья и обступив шорохами маленький лагерь уставших путников.. горел костер, потрескивая и бросаясь икрами в темноту.. у самого огня сидел Стефаник и смотрел задумчиво на пламя.. рядом, положив голову на вещевой мешок, лежал укутанный в дорожный плащ Элефант и слушал скрип деревьев в темноте..
- Стеф.. а Стеф.. - прошептал вдруг Элефант
- Чего? - отозвался тот, все так же смотря в огонь.
- Ты не спишь?
- Нет.. не сплю..
- О чем ты думаешь?
- О доме..
- И что там? Тебя там кто-то ждет?
- Дом это место, где ты ждешь самого себя.. Где ты становишься собой..
Элефант любил умные речи о высоком и заворочался в темноте, довольно мурлыкая.
- Стеф.. а Стеф..
- Да, я здесь..
- А это правда, что Фиксер существует?
- Ты в это веришь?
- Я? Ну.. не знаю.. я его не видел..
- Я тоже не видел.. никто не видел.. но все верят, что он есть..
- А вдруг его нет? И что тогда?
- Без Фиксера многое потеряет смысл.. Людям нужен смысл.. Даже если Фиксера на самом деле нет, мы его придумаем..
Элефант опять замурлыкал и глубже закутался в плащ, высунув наружу краешек носа - дышать. Где-то ухнула сова и шумно захлопали крылья, растворяясь эхом в темноте.
- Стеф.. я не сплю.. ты не спишь?
- Нет.. не сплю..
- Все же я думаю, что он есть. Ведь иначе как тогда все? И откуда?
- Порою это важно, порою - нет.. Вот люди идут и идут.. и им не важно, откуда.. Всегда важнее - куда.. Пока не придешь. Откуда - важно в конце пути. Куда - в начале.
- А мы где?
- А мы тут..
- Нет, мы в конце или в начале?
- Смотря зачем отправлялись в путь..
Элефант задумался и стал пристально смотреть на угли тлеющего костра.. Как бутон неизвестного цветка, он светился красным цветом жара, белым цветом пепла и по краю - черным вкраплением сажи.. Кострище переливалось всеми цветами, известными лесу, словно дыша и силясь сказать что-то.. Но грубые уши путников слышали только треск и шипение..
- А если он никогда не придет?
- Это не так важно..
- А что важно?
- Важно, придем ли мы.
- Куда?
- К тому, ради чего и за чем отправлялись в этот путь.
Над лесом взошла луна, освещая тропы небесные совам и заливая серебристым сиянием горные склоны.. Где-то, в папоротниковых зарослях, били родники и проступали корни деревьев.. Где-то, на камнях неприступных скал, распускались цветы лунного мха.. В глубине великого леса у догорающего костра спали два путника, укутавшись в дорожные плащи и положив головы на вещевые мешки..
- Стеф.. я уже сплю.. а ты?
- И я..
- А что будет завтра?
- Завтра я нарисую тебе барашка..

~

23:20 

вы

павел
ребят, привет )

Хотел поблагодарить тех из вас, кто еще помнит вашего нерадивого слугу и поздравил оного с его днем рождения.. Как-то за последние года два-три этот день неумолимо сползал в самый что ни на есть обыденный. А тут - вы ) Было неожиданно и очень тепло получить ваши поздравления. Вы и ваша память обо мне стали самым главным подарком.

правда, очень тепло
ваш.

P.S. очень.

URL
23:33 

Confessa

павел
Есть далеко в горах небольшое озеро. Не пробраться. Не дойти.
Ему иногда - тоже. Он ведь тоже - живой. А осень, осень приходит ко всем.
И Он спускается на самый край небосвода. И сидит там, свесив ноги, смотря вдаль.
И порою, в тишине, Он подбирает небесную гальку и кидает камушки в свое горное озеро.
И смотрит. На круги. На воде. Свесив ноги. С небосвода. Вниз.
А люди - глупые. Им все время кажется, что это звезды падают с неба.
Странные. Неужели не понятно. Неужели трудно разглядеть.

падают звезды..
у Него опять - осень..

--------------------
Adriano Celentano - Confessa



18:09 

оторванная пуговица

павел
Пришла кошка.
Ткнулась в меня носом, обнюхала и сказала:
- Люблю.

URL
16:36 

Нью-Окинава Рязанского княжества..

павел
Вообще, в Белгороде как таковых зданий довоенной постройки почти не осталось в связи с тем, что город почти сровняло в ходе боев второй мировой - он переходил из рук в руки несколько раз. Например, тот же Курск в этом отношении сохранился куда лучше, не говоря про Харьков или Воронеж. Сейчас Белгород - причудливая смесь построек разных стилей, характерной особенностью которых является все же приемлимая архитектурная симпатичность, образцовый внешний вид и функциональность. Город чист, благоустроен, ухожен. Последние лет пять городские архитектурные умы решили, видимо, превратить город в этакий полигон современного модерна и постмодерна - могу ошибиться в наименовании того, что вижу, бо не специалист. Возводятся новые и перестраиваются старые здания в таком стиле, словно нам через десять лет встречать первую межпланетную делегацию или году к 2015 мы будем подавать заявку на принятие нас в качестве очередной префектуры Японии. Кубизм, сферизм, космизм, новые материалы, технологии, стекло, бетон.. Причем все на маленьком пятачке, ибо город размерами не отличается..

Это все, конечно, замечательно.
Но не мое.
Да, в этом что-то есть. Определенно.
Но не мое.

Мое - это Харьков, Курск и Одесса, центр Москвы и Красноярска, Сызрань и другие поволжские города.. Архитектурное дыхание с двадцатых по пятидесятые годы двадцатого столетия.. Мне до одурения нравятся дома в районе Чистых Прудов или, например, от детского мира до Манежки.. Или та же Варварка, если не смотреть на громадину гостиницы Россия, которую надо задрапировать, чтоб не стыдно было..

Архитектура - это как язык.. Тип мышления поколения формирует специфический для этого поколения язык с его образами, аллегориями, словарным запасом.. В архивах когда читаешь документацию и переписку дореволюционного времени, послереволюционного, тридцатых годов и послевоенных - это очень чувствуется.. Вроде один язык, один народ, одна страна, но - дыхание разное.. И в архитектуре то же самое.. Это как дыхание, молитвы и язык жестов.. Вот при всей продвинутости современного модернового Белгорода, мне в нем просторно и свободно, конечно, но не тепло.. Это на ощущениях.. даже объяснить трудно..

Город немеет. Выхолащивается.
Вот чего боюсь - когда-нибудь он так вообще замолчит.
А города должны говорить. Говорить и говорить, рассказывать, вести, показывать, петь, дышать, смеяться и молиться.. в совершенной тишине..
Вот почему мне так уютно в Курске, Харькове или Москве..
Там постоянно присутствует чувство, что ты не один. Не в смысле наличия людей - им там положено быть. Нет. В смысле чувства какого-то присутствия. В этих городах пульсирует время. Сжатое, насыщенное, терпкое, со своей окраской, ритмом и отношением к тебе. И ты чувствуешь это. То тепло, то агрессию, то сонливость, то растерянность. Идешь по городу и считываешь это, словно ты - сканер, а город - книга.

А сейчас, когда я смотрю на наши городские новостройки - я не чувствую их. Мне не о чем с ними говорить. Нечем с ними делиться и спрашивать у них тоже ничего не хочется. Чего-то недостает. Быть может, требуется, чтобы прошло какое-то время и тысячи человеческих дыханий и биений сердец заставили эти дома, эти камни по-своему дышать, по-своему биться. Тогда, быть может, все наладится. Но сейчас этого нет. Красиво, модно, супер, класс... Но не то.

Меня, например, словно вышвырнуло из Липецка, в Тамбове чувство черного дерева, Воронеж напоминает череду могильных холмов, на которых зачем-то возвели город.. Белгород - это маленький южный черноморский городок.. Идешь по нему и вечно кажется, что вот сейчас, вот за тем поворотом тебе откроется вид на море.. Это общее настроение.. Мне безразлично море - я живу рядом с ним..

На самом деле сегодня я обнаружил, что таки начали восстанавливать Успенско-Николаевский собор. Это самое старое здание города. Самое старое, древнее, разрушенное и всеми забытое. Помимо всего прочего, кажется, оно и одно из первых каменных в городе (не помню, архиерейский дом появился до или после, но все же, по логике, после). На территории Успенско-Николаевского собора и соседней Покровской церкви в разное время был мужской монастырь (XVII в.), рабочий городок с общежитиями (20-е ХХ), пересыльная тюрьма для этапированных (30-е ХХ), хлебозавод (конец ХХ), женский монастырь (сейчас).. Это единственное сохранившееся здание города в суздальско-ростовской архитектурной школе, ибо все остальные принадлежат к так называемой малороссийской, на самом деле представляющую из себя причудливую помесь украинского и московского церковного зодчества. Тело храма постепенно разваливалось и не было никаких надежд его спасти. Умирающий старик, который видел всю историю города почти с момента его основания..

Они таки нашли деньги, силы и волю для начала реставрации - тело храма покрылось лесами, снесли нелепые идиотические пристройки советского времени, прорубили окна на месте окон и двери на месте дверей.. колокольни нет.. заложили фундамент для новой.. С чувством тихого торжества стоял сегодня в дверном проеме трапезной и впервые смотрел на внутреннюю часть храма.. низкий сводчатый потолок на массивных, в пять обхватов, столбах.. словно пещерный храм.. красиво, очень красиво.. чувство странное.. да, пещерный храм - самое близкое, быть может.. даже при всем том, что трапезная и храм были наполнены рабочими, таскающими туда-сюда ведра с цементом, режущие рейки и замазывающие трещины - их словно не было..

Начало реставрации Успенского собора для меня такое же личное событие, каким когда-то было начало реставрации Покровского храма села Шопино.. Личный, интимный, радостный праздник.. Чувство тихого торжества и маленького счастья.

Мы прорвались..


15:38 

акелайо..

павел
сегодня утром наблюдал картину: в лужу шел дождь.
понимаю, что словесно все в порядке, но проблема в том, что дождь шел именно в лужу при полном бездождии вокруг.. тоесть вокруг дождя нет, а вот в пределах этой лужи - есть.. дождь шел в лужу, ради этой лужи и только в ее границах..
по поверхности лужи плавали дождевые пузыри и время от времени лопались.. круги там всякие.. ходили.. ну, как положено..
было такое чувство, что дождь недоговорил что-то с лужей и решил это дообсудить.. тет-а-тет.. лужа в ответ моргала и вообще вела себя соответствующе..
совершенно замкнутая система..
обалдеть..

22:37 

большая такая планета. четыре на семь.

павел
иногда очень не хватает Шеллир и Марго.

URL
22:07 

ириш суас э сторин..

павел
я просто помешан на ряде тем, которые постоянно обдумываю. не то чтобы я зациклен на них, нет. но они - определяющие. они вызывают у меня какой-то необъяснимый трепет, ощущение внеменя, внемирности, вневременности.. мышление само по себе есть уже победа над временем, статикой и любыми ограничениями.. нельзя сказать, что я чего-то там открываю необыкновенное. нет. все давным давно открыто, обдумано и нечего и пыжится, думая, что ты где-то чего-то особого нашел.

я открываю. постоянные открытия. открываю это для себя. порой банальности, да. порой простые вещи, да. но сам. я испытываю необыкновенное, пьянящее удовольствие от своих неуклюжих шагов по дорогам, где до меня уже прошли тысячи. где мои сверсники идут куда быстрее. но это не отнимает необыкновенного чувства восхищения и преклонения перед миром, в котором я живу.

мне нравится все. мне нравятся мои ошибки и то, что другие их не совершали. нравится чувствовать себя где-то умным, а где-то нелепым, глупым и отсталым. нравится открывать америки в стотысячный раз. я искренне восхищен этим миром. это ж надо такое придумать.. столько красоты и уродства, счастья и боли, юмора и серьезности. это надо же такое придумать и осуществить, воплотить, вдохнуть Себя в это.. это непередаваемо.. снова и снова я поражаюсь Тебе.. не потому, что Ты силен, нет. не от той разницы, что между нами есть. от той продуманности, серьезности и юмора, которыми дышат дела Твои. это очень красиво. красиво не в смысле аляпитости или симпатичности, нет. красиво в своей сложности.. это как бутон цветка, что раскрывается поутру..

преклонение.
преклонение перед совершенством и красотой. умом и чувством присутствия рядом.

ум, это что-то такое, что присуще только личности.. только ум может творить, продумывать, связывать, скреплять и вести. во всем, что я вижу вокруг - вибрирующее чувство ума..

ириш суас э сторин..

я начинал говорить про темы, да.. люди мне напоминают микровселенные.. каждый человек - вселенная.. вселенные бывают маленькие и большие.. встречаются огромные.. но как бы там ни было - нам тесно в наших мирках.. просто тесно.. мы их знаем вдоль и поперек.. и потому мы расширяем свои вселенные, открывая соседние.. мы открываем друг друга.. мы открываем себя.. и от каждого открытия наш мир становится больше, насыщенней, красивей может быть.. мы путешествуем друг в друга.. как параллельно путешествуем внутри нас.. это постоянный процесс.. мой мир - узок.. он по-своему красив, наполнен и устроен, но все равно он - узок.. миры других людей - тоже.. но соприкасаясь, наши миры обогащают друг друга, какими бы ограниченными и узкими они ни были..

я путешествую внутри себя, я путешествую внутри вас, я путешествую внутри Тебя.. вечное странничество.. переходы, бивачные костры, отступления и ошарашенные глаза от того великолепия, что нет нет, но встретится..

жизнь необыкновенно интересна.
в ней куча грязи, боли, дерьма и идиотизма.
но это только часть ее великолепия.
всякое совершенство совершенно тем, что придает смысл несовершенному.

а вот еще.. я не люблю категоричность..
заметил - категоричность присуща преимущественно подростковому возрасту.. только так и никак иначе - вот ее девиз.. не принимаю.. не принимаю, ибо сам был категоричен.. и сейчас во многом тоже.. я виновен.. категоричность - это следствие недостатка информации и нежелания ее получать.. чем меньше понимания, чем меньше знания - тем больше категоричности, тем больше желания отрезать, оградить, подвинуть и заткнуть.. тот, кто обладает всей полнотой информации, кто видит всю картину - он совсем не категоричен.. жизнь слишком сложная, чтобы судить о ней категорично.. категоричность - это гимн субъективности.. а субъективности никто не давал права судить.

так вот, о темах.. постоянно, непрерывно, год за годом меня занимает одно и то же.. я уже пытался ставить себе диагнозы - но какой от них прок? никакого.. диагнозы, которые мы ставим другим людям, похожи на закрытые двери - мы огораживаемся оными от того, что не понимаем и над чем боимся думать всерьез.. вдруг это заразно.. но с каких это пор мы стали бояться заразиться чужими мыслями? хотя, иногда, мы боимся заразиться собственными..

я думаю о времени.. постоянно думаю о времени.. его протяженности и насыщенности, его роли в деле творения и месте в человеческой жизни.. время и человек, время и Бог, время и история, время и сиюминутность.. это потрясающе.. я не верю в линейность времени.. смеюсь над календарями.. время есть часть пространства, часть материи, часть меня.. я и есть - время.. овеществленное время.. овеществленная память.. время и память.. память и я..

вывод последней недели - четыре дня куда больше, чем два года.. это чем мерить.. мерить сутками глупо.. кто живет сутками? что в них? ничего.. два года пустоты и три-четыре дня эмоционального взрыва.. два года боли против четырех дней счастья - что сильнее? чему принадлежит вся внутренность моя? о чем я думаю, зачем живу, что вижу? два года боли и дерьма? нет.
нет..
время меряется не восходами и закатами солнца.
время меряется восходами и закатами души.

четыре дня намного больше, чем два года.
это я теперь точно знаю.

собственно, на сегодня мне больше нечего сказать.
к моему великому счастью и моей несуразной любви.
хотя, кто в это поверит..

ириш суас э сторин..

20:03 

глупые мысли будем тоже записывать.

павел
мир был бы очень красив и без человеческого рода.
но наличие рода человеческого сделало его потрясающим.

всякое совершенство состоит из многих несовершенств.

19:52 

наблюдение

павел
..падающие звезды выделяются среди всех остальных...

13:40 

Паразит =)

павел
Сидим. Игорь наблюдает, как я набираю текст одним пальцем правой руки. Скорость хорошая, словно двумя набираю. Смотрел смотрел и говорит:

- Тебе хорошо - если левую руку оторвет, то правой так же быстро печатать будешь..

У меня аж дар речи пропал.
Добрый он.
Душевный.

паразит..

11:16 

ненужные мысли..

павел
Вечность измеряется секундами..

23:08 

опять о памяти

павел
вообще, настолько стал критически относиться к собственным текстам и мыслевыводам, что даже при написании чевонибудь это все реже стало куда-то доходить.. самокритика прогрессирует с такой скоростью, что скоро любую свою мысль буду воспринимать с пренебрежением. это какой-то крен психический. надо избавляться. избавлюсь. везде себя достану. любимого..

все равно девать это некуда, потому, видимо, придется время от времени выкладывать..
буду солить свои мысли здесь.. на зиму..
сегодня запихаем о памяти.. пусть лежит..


===================================================+

Кто я? Что я?
Я не тело, это очевидно. То есть, я не только тело.
Я – это некая мыслящая субстанция, что живет в доме тела моего.
И меняюсь и взрослею я именно как этот сгусток сознания, а не как набор органов.
Но что меня отличает от других таких же сгустков мысли?
Чем мы разнимся?

Память.
Память каждого из нас есть средоточие нас.
Память о том, кем и чем я был вчера.
Память о том, куда я шел, зачем, о чем мечтал.
Память связывает мое вчерашнее Я с моим Я сегодняшним.
Именно память цементирует то, что позже назовут личностью, характером, мной самим.
Отнимите у меня память и вы отнимите меня у меня самого.
Если я не вспомню, как меня зовут, кем я был вчера, кто эти люди вокруг меня, куда я иду, где мой дом – я перестану быть собой. Если я забуду, Кто мой Бог, какой я веры, какой земли – я перестану быть собой. Только память позволяет мне быть уверенным в том, что я – это я.
Память – это дверь. Дверь из настоящего в прошлое.
Дверь к самому себе.

Если я хочу быть самим собой, я должен знать две вещи.
Я должен знать, откуда я пришел.
Я должен знать, куда я иду.
И то, и другое мне вручает память.
Она мое знамя, мой факел, мое убежище и мой советник.
В конце концов я есть ничто иное, как материализация памяти о собственном пути.
Я – мост. Мост из себя прошлого в себя будущего.
Упал. Растерялся. Больно. Упорство. Соберись. Успокойся.
Вспомни…

Вперед.

12.05.05 Stefanic Toneiro

21:45 

ночь. холод.

павел
видимо, в жизни каждого из нас должно быть что-то, о чем постоянно мечтаешь, к чему стремишься, но чем никогда не сможешь обладать.. просто когда особенно тяжело, тебя уже не греет ничего, что у тебя есть.. и единственное, что тебя поддерживает - это то, о чем ты все время мечтал, к чему шел, о чем думал..

нельзя отнять то, чем мы и так не обладаем.
иногда это последнее, что у нас есть.

21:43 

О времени

павел
Я воспринимаю время не линейно, а как шар, мозаичную сферу, состоящую из множества пазлов - событий и людей моей жизни. Сам при этом я нахожусь в центре сферы, перебирая и переставляя события жизни, выкладывая ими картину, которая прояснится рано или поздно.

Бог разговаривает со мной теми людьми, которые встречаются мне в жизни и теми событиями, что в жизни моей случаются. Каждый человек, каждое событие, пусть даже самое случайное - это отдельные слова, обрывки фраз, предложения.. Сразу не ясно, зачем то и это, сразу все кажется не имеющим значения, порою пустым и ненужным. И только время расставляет все по местам.

В этом смысле память - связующий элемент. Память - холст, на котором все держится. Благодаря ей я не теряю те или иные фрагменты, а просто жду, когда для них найдется свое место. Иногда на это уходят месяцы, некоторым требуются годы, есть такие, которые непонятны до сих пор.

Я стою перед картиной своей жизни и складываю Его слова в предложения.
Вряд ли из этого что-то получится, но сам процесс очень захватывает.

22:40 

технодицея ))

павел
Сегодня посадил свою бабушку за компьютер, выдал ей наушники, дал ей послушать музыку (Капли датского короля и др.), показал ей Сашку, последние фото с поездки в Москву (Саша, Майвэ, Вларк, Фил и др.), поводил ее по папкам. Пока она слушала песни из кинофильмов, полистали с ней фотографии отечественных киноактеров - Орлова, Гафт, Табаков, Броневой, Фрейндлих, Гурченко, Харатьян и другие (несколько десятков)...

Бабушка осталась довольной.
Таки технический прогресс и ничего страшного.

12:08 

Ненужные мысли.. подумалось..

павел
Самые главны поражения в своей жизни я потерпел в борьбе с самим собой..

18:34 

Стинг великолепен. Жизнь, впрочем, тоже.

павел
Ворохом, как обычно :0)

У Аривьен украли компьютер. Но как? Он же на кухне стоял. У тебя какой этаж? А адрес? :0)
Умудрились с Игорем уволиться в один день. С разных работ отдельно друг от друга.
Кажется, я купил компьютер. Новый. Весь. Все есть, кроме монитора.
Вспоминаю Марго в связи с ее монитором и посмеиваюсь тихо. Де жа вю...
Нашик, верни мне мою радио. Мне флэшка нужна..
Мама никак не хочет возвращаться домой.. Болят руки-ноги.. Но никак..
Упорство становится характерной чертой всей нашей семьи.. Заразная штука..
Уходил с работы с облегчением.. Два года в одной организации вариться - бррр..
Хочу уехать вообще. Нафиг. Или в Сибирь, или в Москву.
Можно сначала в Сибирь, потом в Москву.
В Сибири Сережка и Ксения, Ари и Рогни, Килот и Лешка Шалютов..
В Москве все остальные..
В Белгороде ничего не держит, кроме истлевших нитей. Ну, может только Игорь..
Игорь, Игорь.. как же я тебя люблю.. Гаденыш.
Злата ушла в одностороннем порядке. Односторонне меня послав :0) чудо..
Из Дании приезжает Лаура.. Надо отдать ей диск, познакомить с Вальгро..
Странно. Кения сама пришла к мысли, что надо чаще встречаться.. Угу..
Машка все никак не заберет посуду. Делает из этого важное событые. Угу. Лесом.
Я не событие и вообще никто.. и вообще у меня весна, и небо, птицы, хочется кричать и петь от того, что тепло, что есть, что жив и за спиной - зима...
Ходил в кино. Брюс Уиллис. Заложник.. тяжелый фильм.. о выборе.. пронизан тяжестью..
Слушаю преимущественно.. да ничего я не слушаю.. Нашик, радио верни.. Эминем немножко.. Вангелис чуть чуть..
Ах да.. у меня практика.. чуть не забыл.. семинарские по культурологии у четырех курсов юрфака.. забавные они.. чесслово.. обнаружил одну девушку, которая просто таки получает удовольствие от ощущения того, как она мыслит, непохожая на своих.. получает наслаждение от того, как гоняет свои мозги.. чуть не поссорились, когда я попытался ее остановить.. угу угу.. посмотрим..
Начиная с посленовыйгод одно и то же ощущение все время: сердце требует любви..
В отсутствие оной попадает всем, кто на пути попадается..

Люди необыкновенно красивые существа.

--------------------
Sting & Mary J Bigle - Whenewer I say your name

15:39 

в бешенстве

павел
В случае, если в течение последней недели с ICQ Stefanic'a (Tehamo) приходил мат, ругань или что-то нечленораздельное - не верить. Асю ломают уже второй раз. При разговоре со Стефом запрашивать у него информацию, которую может знать только он. Для идентификации.

12:21 

Билет в Вечность или мысли по психологии фанатизма

павел
Ниженаписанный тест так или иначе обдумывался в течение последних двух лет, но был излит на бумагу только вчера вечером. Он немного непоследователен, отрывочен и мозаичен. Связано это с тем, что не все части поставлены на свои места. Хотя почти все - найдены. Все эти два года я время от времени возвращался к ряду волнующих меня вопросов:
1. Почему люди делают то-то и то-то?
2. Почему люди пишут книги, если их уже миллиарды?
3. Почему люди нуждаются в общении?
4. Откуда берется равнодушие к смерти?
5. В чем источник фанатизма?
6. В чем природа страха?

Это лишь облеченное в форму слов то, что занимало меня, в той или иной степени все это время. На самом деле мысли не всегда помещаются в сосуды слов - порою они шире, как туман, как дымка.. Они роятся в голове как осы, как ворох маленьких кусочков одной картины - пазлов. Вряд ли я понял что-то необычное или открыл что-то новое. Нет. Но я сложил свои пазлы.

Как бы сбивчиво ни было - вперед.
Страх есть ожидание небытия. Страх есть ощущение угрозы небытия. Больше всего в этой жизни человек стремиться быть. И не быть даже, а именно чувствовать свое бытие, свое нахождение в этом мире. Это самое пронзительное желание людей как живых существ - ощущать самих себя здесь. В этом все - секс, рождение детей, изготовление вещей, общение с себе подобными, написание картин и книг, молитва, драка, учительство, всякая активность - политическая, религиозная, творческая. Даже отнимая жизнь у подобного себе , человек неосознанно подтверждает себе, что он, в отличие от убитого - жив, есть, тут, существует. Человек испытывает страх перед всем, что лишает его чувства бытия, присутствия в этом мире, нахождения здесь. Он боится расставаний, потерь друзей и любимых, потери власти, влияния, служебного положения, возможности творить и выражать себя, сексуальной, физической и интеллектуальной потенции. Человек отчаянно сопротивляется утрате всего, что является для него якорем в этом мире, признаком и доказательством для него самого его существования в этом измерении. Страх перед личным небытием есть подводная часть айсберга большинства человеческих поступков, принимаемых решений, конфликтов, альтруизма и подлостей, благородства и сволочизма, этот страх - красная нить любой мотивации, на которую уже нанизывается все остальное, более явное и привычное нам. Даже сейчас, когда я пишу эти строки, я понимаю, что глубине своего сознания я делаю это для того, чтобы чувствовать себя человеком, человеком мыслящим, чтобы чувствовать себя вообще. Это как мой любимый диалог, мною же однажды с сарказмом и придуманный:
- Как ты себя чувствуешь?
- Я себя чувствую.

Но если все действительно так, если главным страхом человека является его страх перед небытием, несуществованием себя в этом мире, то почему же тогда человек способен на целую череду действий, так или иначе этому существованию угрожающих или прерывающих его вовсе? Как то: добровольная смерть в бою, самоубийство, риск жизнью и здоровьем ради чужих казалось бы людей? Как тогда объяснить феномен самурайского сэппуку, летчиков-камикадзе, смертниц-шахидок, а применительно к нашей стране - воинов панфиловцев, солдат со связками гранат под танками и солдат, бросающихся на амбразуры пулеметных гнезд? Как объяснить поведение людей, осознанно жертвующих своим существованием в этом мире? Видимо, даже игнорируя сам факт личной веры или религиозного безверия, человек все же уверен, что он - нечто большее, чем просто физическая оболочка. Человек прежде всего - автономная мыслительная субстанция, а уже потом - руки, ноги, уши и пальцы ног. Человек патологически стремится не только везде и во всем непрерывно ощущать свое существование, но и упрочить его, довести его до абсолюта, до логического завершения и конечности. Таким логическим завершением стремления к постоянному самоощущению себя является стремление к бессмертию. Человек жаждет бессмертия, ищет его и находит. Находит он его зачастую в том же, что одновременно дает ему ощущать себя - в рождении и воспитании детей, в создании вещей, предметов, империй, оставлении своих следов, даже если они заключаются в сожженных храмах, концлагерях или надписях на стенах. Человек обретает бессмертие не путем какого-либо поддержания функционирования своей автономной мыслительной субстанции, нет - он приобщает, внедряет, инкорпорирует ее в вещи, на его взгляд способные пережить его физическую оболочку, вещи, в его представлении претендующие на вечность, бесконечность или воспроизводство. Подобно Данко человек вынимает сердце своей души и вкладывает его в призрак своего бессмертия.

Именно стремление к личному бессмертию порождает у части людей готовность умереть за что-то. Верующий умрет за веру, за святыню, за храм не потому, что ему промыли мозги, нет - он умрет за это потому, что он уже - в этом, он уже большей частью себя в этой вере, в этой святыне, он уже - камень этого храма. Сражаясь за веру он обессмертит ту свою часть, что была этой вере отдана. Он уже бессмертен, ибо для него лично он уже не столько голова, руки, ноги, пальцы и прочее, нет - он уже в этом храме, с этой святыней. Когда мы расстреливаем исламских экстремистов, занявших круговую оборону вокруг мечети, мы только внешне стреляем в людей. Но людей как таковых там уже нет. Мы стреляем в мечеть. В мечеть, в которую превратились эти люди. Которой они стали. Они неотделимы от того, во что верят и в этой неотделимости их личный путь к бессмертию. Мать и отец умрут за своего ребенка, ибо этот ребенок и есть часть их, их продолжение, их путь в вечность. Стремление к продолжению рода есть не только стремление к сексу или заботе в старости, которой зачастую просто нет. Стремление к продолжению рода при всей своей нежности и любви есть стремление жить в последующих поколениях. Сражаясь и умирая за детей, веру, армию, любимых, идею, творение искусства, мы сражаемся и умираем за себя в них. Мы обретаем бессмертие, умирая за что-то, что выше нас, что будет наследовать этот мир нам.

Именно отсюда берутся добровольцы всех войн, фанатики и безумцы, идущие на смерть с улыбкой торжества, именно из этой страны родом самураи и крестоносцы, апостолы и святые патрики, панфиловцы и камикадзе, шахидки и зои космодемьянские, че гевары и гарибальди, гитлеры и геростраты. Это во многом разные люди, но их объединяет пронзительная жажда бессмертия, жажда неумирания, жажда ощущения себя не только в этом мире, но и в вечности вообще. Все эти люди испытывали только один страх - не быть. Небытие, несуществование, смертность их душ, имени, дел - вот самый страшный кошмар их жизни. Вот откуда столько сил, энергии, упорства и неистовства в достижении своих целей, словно у каждого из них в нагрудном кармане лежал билет в Вечность...

Потому вот, чем больше я думаю над мотивацией самураев или хэдинов, исламских или коммунистических смертников, тем больше понимаю, что для фанатика смерть не является окончанием и прекращением жизни, нет - для фанатика смерть и есть самое яркое и прекрасное доказательство бытия, для фанатика смерть - само торжество жизни, ибо умереть может только тот, кто живет.

Человек рождается в мир, борется на пути к ощущению своего бытия в этом мире, всеми силами стремится к личному бессмертию и идет на добровольную смерть только ради того, чтобы доказать себе, что он - жив.

Нарисованный Дом

главная