Происходящее в Святой Земле - какой-то странный сон человечества. Тысячелетиями, тысячелетиями ничего не меняется. Такое чувство, что время там остановилось или отсутствует как самостоятельная величина. Де жа вю полное. Воскресни сегодня утром Иуда Маккавей, Ирод Великий, Ричард Львиное Сердце, Саладин и Ясер Арафат - они без напряжения смогли бы дать характеристику происходящему. В Палестине не имеет значения, в какую эпоху ты умер - во всякой из эпох тут разворачивается действо, в котором меняются лишь языки, костюмы, лица, но суть всё та же.



Всё пространство от Синая до Дамаска - как единый жертвенник. И всякий народ, сменивший тут прошлых - новая жертва. Добровольная, свободная в своем желании, счастливая в своем страдании. Самые молодые народы на земле - евреи и арабы. Они молоды своей готовностью на жертву, на страдание, на какое-то безумие ради святынь. Они одни из самых древних и одни из самых юных народов. Одновременно.



Я не занимаю какую-то одну сторону. Я желаю победы Израилю. Победы не в какой-то стычке, не в каком-то конкретном конфликте, а именно той, ради которой эти люди готовы поставить на кон всё. Я желаю победы Палестине. Победы, которая станет концом их страданий. Я ненавижу Израиль за страдания Палестины и ненавижу Палестину за страдания Израиля. Я не могу разделить эти два народа и встать на одну из сторон. Как можно судить людей, которые сражаются за свои святыни? Как можно судить людей, которые с детства по старость живут той же мечтой, что будила их прадедов и будет будить их внуков? Как можно осудить Израиль, не осудив Палестину? Как можно оправдать Палестину, не оправдав Израиль?



Разве есть право у Авраама, приносящего в жертву Исаака, судить Ибрагима, приносящего в жертву Исмаила? Разве есть право у Ибрагима, приносящего в жертву Исмаила, судить Авраама, приносящего в жертву Исаака? За что судить? За готовность принести жертву? За наличие Того, Кому она приносится? Мы не можем судить Израиль, мы не можем судить Палестину. Единственное, кого мы можем судить, так это самих себя, если не стоим у своего жертвенника так же, как стоят Авраам и Ибрагим.



Если жертвенник обагрен кровью - это не стыдно. На то он и жертвенник. На то она и жертва.

Хуже, когда он покрыт пылью и спрятан за стекло.



Для меня ни евреи, ни арабы не являются плохими по определению. Они заложники своей судьбы, своей веры, они заложники любви. Но это то, заложником чего не стыдно быть. Когда я читаю новости с фронтов - я переживаю за обе стороны. Когда читаю Либертарного Дракона - я переживаю за евреев. Когда смотрю на лица ливанцев или палестинцев - я с ливанцами и палестинцами. Что может быть прекраснее людей, у которых есть цель, вера, дом и земля, за которую они готовы страдать и гибнуть? Разве только эти вера и земля.



Где-то там, сейчас, солдат с глазами Ричарда Плантагенета эвакуирует людей из Бейрута.

Где-то там, сейчас, солдат голосом Иуды Маккавея отдает приказ израильскому артиллерийскому расчету.

Где-то там, сейчас, солдат походкой Саладина меняет позицию у бойниц Хизболлы.

Где-то там, на окраине Газы, завтра утром родится ребенок с именем Ясер.



Я желаю победы этим людям.



~